Особенности общения дошкольников со сверстниками: от эмоциональных контактов к дружбе

Как меняется общение детей дошкольного возраста с ровесниками. Какие формы общения преобладают в разные периоды дошкольного детства. Чем отличается общение дошкольников со сверстниками от общения со взрослыми. Как развиваются навыки коммуникации у дошкольников в процессе взаимодействия с другими детьми.

Специфика общения дошкольников со сверстниками

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд особенностей, отличающих его от общения со взрослыми:

  • Более яркая эмоциональная насыщенность. Контакты сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом.
  • Нестандартность и нерегламентированность. Отсутствуют жесткие нормы и правила, которые нужно соблюдать при общении со взрослыми.
  • Преобладание инициативных действий над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать сверстника.
  • Богатство функций и назначения. Управление действиями партнера, контроль, оценка, совместная игра и др.

Эти особенности позволяют детям более свободно выражать себя, проявлять инициативу и творчество в общении с ровесниками.

Развитие форм общения дошкольников со сверстниками

На протяжении дошкольного возраста развиваются и сменяют друг друга три основные формы общения детей со сверстниками:

  1. Эмоционально-практическая (2-4 года)
  2. Ситуативно-деловая (4-6 лет)
  3. Внеситуативно-деловая (6-7 лет)

Рассмотрим подробнее каждую из этих форм общения.

Эмоционально-практическая форма общения (2-4 года)

В возрасте 2-4 лет у детей преобладает эмоционально-практическая форма общения со сверстниками. Ее основные характеристики:

  • Потребность в соучастии сверстника в своих забавах
  • Стремление к самовыражению
  • Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям
  • Отличается непосредственностью и раскованностью
  • Главное — сам процесс совместных действий, а не результат
  • Использование неречевых средств общения — жесты, позы, мимика

На этом этапе дети учатся согласовывать свои действия, подражать друг другу, что создает основу для развития межличностных отношений.

Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

В 4-6 лет ведущей становится ситуативно-деловая форма общения дошкольников. Ее ключевые особенности:

  • Потребность в сотрудничестве и признании сверстника
  • Стремление к самоутверждению
  • Яркая эмоциональная насыщенность контактов
  • Конкурентность и соревновательность во взаимоотношениях
  • Преобладание инициативных действий над ответными
  • Общение развертывается на фоне совместной игровой деятельности

В этот период дети осваивают навыки конструктивного взаимодействия, учатся договариваться и учитывать интересы партнера по общению.

Внеситуативно-деловая форма общения (6-7 лет)

К концу дошкольного возраста у некоторых детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Ее характерные черты:

  • Потребность в сотрудничестве и взаимопонимании
  • Способность видеть в сверстнике личность
  • Умение планировать совместную деятельность
  • Возникновение дружеских отношений
  • Появление внеситуативных контактов
  • Преобладание речевых средств общения

На этом этапе закладываются основы дружбы и избирательных привязанностей между детьми.

Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника

Общение со сверстниками играет важную роль в психическом и личностном развитии дошкольника:

  • Расширяет представления о себе
  • Развивает самосознание
  • Формирует способность к сопереживанию
  • Стимулирует творческое начало
  • Служит школой социальных отношений
  • Способствует развитию речи
  • Влияет на становление самооценки

В общении со сверстниками ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать несогласие, что очень важно для формирования его как личности.

Конфликты в общении дошкольников

Несмотря на развитие навыков общения, в дошкольном возрасте нередко возникают конфликты между детьми. Их основные причины:

  • Неумение учитывать интересы другого
  • Стремление к самоутверждению
  • Неспособность регулировать свое поведение
  • Недостаточное развитие игровых навыков
  • Борьба за внимание воспитателя

К старшему дошкольному возрасту количество конфликтов обычно снижается, так как дети учатся договариваться и учитывать мнение сверстников.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников

В процессе общения со сверстниками у дошкольников формируются важные коммуникативные навыки:

  • Умение вступать в контакт
  • Способность выслушивать собеседника
  • Навыки ведения диалога
  • Умение выражать свои мысли и чувства
  • Способность разрешать конфликтные ситуации
  • Навыки сотрудничества и взаимопомощи

Развитие этих навыков закладывает основу для успешной социализации ребенка в будущем.

Роль взрослого в организации общения дошкольников

Взрослые играют важную роль в развитии навыков общения у дошкольников:

  • Создают условия для совместной деятельности детей
  • Обучают способам установления контакта со сверстниками
  • Помогают разрешать конфликтные ситуации
  • Поощряют дружеские отношения между детьми
  • Организуют коллективные игры и занятия
  • Формируют положительное отношение к сверстникам

Грамотное педагогическое руководство общением дошкольников способствует формированию у них коммуникативной компетентности.

Возрастные особенности общения дошкольников

Общение дошкольников имеет свои особенности на разных возрастных этапах:

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

  • Кратковременность контактов
  • Отсутствие избирательности в общении
  • Эмоциональность и непосредственность
  • Подражание действиям сверстника

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

  • Появление избирательных предпочтений
  • Возникновение первых детских объединений
  • Развитие сюжетно-ролевой игры
  • Стремление к самоутверждению в группе сверстников

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

  • Внеситуативность общения
  • Способность к сопереживанию сверстнику
  • Возникновение дружеских отношений
  • Способность планировать совместную деятельность

Понимание этих особенностей помогает взрослым организовать эффективное взаимодействие детей в группе.

Влияние общения со сверстниками на социализацию дошкольника

Общение со сверстниками играет ключевую роль в социализации дошкольника:

  • Формирует навыки социального взаимодействия
  • Развивает эмоциональный интеллект
  • Учит соблюдать правила и нормы поведения в обществе
  • Способствует усвоению социальных ролей
  • Формирует адекватную самооценку
  • Развивает лидерские качества

Через общение со сверстниками ребенок усваивает модели поведения, которые будет использовать во взрослой жизни.

Заключение

Общение дошкольников со сверстниками — важнейший фактор их психического и личностного развития. На протяжении дошкольного детства оно проходит сложный путь от простых эмоциональных контактов до дружеских отношений. Грамотная организация взаимодействия детей в группе способствует формированию у них коммуникативной компетентности и готовит к успешной социализации в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пришельцы и инопланетяне здесь!