Специфика общения дошкольников со сверстниками
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд особенностей, отличающих его от общения со взрослыми:
- Более яркая эмоциональная насыщенность. Контакты сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом.
- Нестандартность и нерегламентированность. Отсутствуют жесткие нормы и правила, которые нужно соблюдать при общении со взрослыми.
- Преобладание инициативных действий над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать сверстника.
- Богатство функций и назначения. Управление действиями партнера, контроль, оценка, совместная игра и др.
Эти особенности позволяют детям более свободно выражать себя, проявлять инициативу и творчество в общении с ровесниками.
Развитие форм общения дошкольников со сверстниками
На протяжении дошкольного возраста развиваются и сменяют друг друга три основные формы общения детей со сверстниками:
- Эмоционально-практическая (2-4 года)
- Ситуативно-деловая (4-6 лет)
- Внеситуативно-деловая (6-7 лет)
Рассмотрим подробнее каждую из этих форм общения.
Эмоционально-практическая форма общения (2-4 года)
В возрасте 2-4 лет у детей преобладает эмоционально-практическая форма общения со сверстниками. Ее основные характеристики:
- Потребность в соучастии сверстника в своих забавах
- Стремление к самовыражению
- Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям
- Отличается непосредственностью и раскованностью
- Главное — сам процесс совместных действий, а не результат
- Использование неречевых средств общения — жесты, позы, мимика
На этом этапе дети учатся согласовывать свои действия, подражать друг другу, что создает основу для развития межличностных отношений.
Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)
В 4-6 лет ведущей становится ситуативно-деловая форма общения дошкольников. Ее ключевые особенности:
- Потребность в сотрудничестве и признании сверстника
- Стремление к самоутверждению
- Яркая эмоциональная насыщенность контактов
- Конкурентность и соревновательность во взаимоотношениях
- Преобладание инициативных действий над ответными
- Общение развертывается на фоне совместной игровой деятельности
В этот период дети осваивают навыки конструктивного взаимодействия, учатся договариваться и учитывать интересы партнера по общению.
Внеситуативно-деловая форма общения (6-7 лет)
К концу дошкольного возраста у некоторых детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Ее характерные черты:
- Потребность в сотрудничестве и взаимопонимании
- Способность видеть в сверстнике личность
- Умение планировать совместную деятельность
- Возникновение дружеских отношений
- Появление внеситуативных контактов
- Преобладание речевых средств общения
На этом этапе закладываются основы дружбы и избирательных привязанностей между детьми.
Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника
Общение со сверстниками играет важную роль в психическом и личностном развитии дошкольника:
- Расширяет представления о себе
- Развивает самосознание
- Формирует способность к сопереживанию
- Стимулирует творческое начало
- Служит школой социальных отношений
- Способствует развитию речи
- Влияет на становление самооценки
В общении со сверстниками ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать несогласие, что очень важно для формирования его как личности.
Конфликты в общении дошкольников
Несмотря на развитие навыков общения, в дошкольном возрасте нередко возникают конфликты между детьми. Их основные причины:
- Неумение учитывать интересы другого
- Стремление к самоутверждению
- Неспособность регулировать свое поведение
- Недостаточное развитие игровых навыков
- Борьба за внимание воспитателя
К старшему дошкольному возрасту количество конфликтов обычно снижается, так как дети учатся договариваться и учитывать мнение сверстников.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников
В процессе общения со сверстниками у дошкольников формируются важные коммуникативные навыки:
- Умение вступать в контакт
- Способность выслушивать собеседника
- Навыки ведения диалога
- Умение выражать свои мысли и чувства
- Способность разрешать конфликтные ситуации
- Навыки сотрудничества и взаимопомощи
Развитие этих навыков закладывает основу для успешной социализации ребенка в будущем.
Роль взрослого в организации общения дошкольников
Взрослые играют важную роль в развитии навыков общения у дошкольников:
- Создают условия для совместной деятельности детей
- Обучают способам установления контакта со сверстниками
- Помогают разрешать конфликтные ситуации
- Поощряют дружеские отношения между детьми
- Организуют коллективные игры и занятия
- Формируют положительное отношение к сверстникам
Грамотное педагогическое руководство общением дошкольников способствует формированию у них коммуникативной компетентности.
Возрастные особенности общения дошкольников
Общение дошкольников имеет свои особенности на разных возрастных этапах:
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
- Кратковременность контактов
- Отсутствие избирательности в общении
- Эмоциональность и непосредственность
- Подражание действиям сверстника
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
- Появление избирательных предпочтений
- Возникновение первых детских объединений
- Развитие сюжетно-ролевой игры
- Стремление к самоутверждению в группе сверстников
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
- Внеситуативность общения
- Способность к сопереживанию сверстнику
- Возникновение дружеских отношений
- Способность планировать совместную деятельность
Понимание этих особенностей помогает взрослым организовать эффективное взаимодействие детей в группе.
Влияние общения со сверстниками на социализацию дошкольника
Общение со сверстниками играет ключевую роль в социализации дошкольника:
- Формирует навыки социального взаимодействия
- Развивает эмоциональный интеллект
- Учит соблюдать правила и нормы поведения в обществе
- Способствует усвоению социальных ролей
- Формирует адекватную самооценку
- Развивает лидерские качества
Через общение со сверстниками ребенок усваивает модели поведения, которые будет использовать во взрослой жизни.
Заключение
Общение дошкольников со сверстниками — важнейший фактор их психического и личностного развития. На протяжении дошкольного детства оно проходит сложный путь от простых эмоциональных контактов до дружеских отношений. Грамотная организация взаимодействия детей в группе способствует формированию у них коммуникативной компетентности и готовит к успешной социализации в будущем.