Существуют ли внеземные цивилизации?
Сколько-нибудь достоверной информацией по этому поводу наука не обладает. Нет даже более или ме нее хорошо аргументированной гипотезы. Можно говорить только с тех или иных мнениях на сей счет.
Известный польский писатель Станислав Лем сказал однажды: «Я верю в существование внеземных цивилизаций, ибо иначе мне было бы очень одиноко жить». Не потому ли первобытная мифология населяла священные рощи, водоемы, горы всевозможными демонами, что человеку психологически трудно примириться с одиночеством во Вселенной? Боги и демоны не просто отражения, не копии человеческих существ, а особые существа. Человеческая у них только психология, а могущество — сверхчеловеческое. Помощь такого божества придает смертному особенную силу, неуязвимость, хитрость, знание, красоту. Но могущество олимпийцев не имеет ничего общего со всемогуществом. На них так же, как и на людей, распространяется неотвратимость рока, они могут терпеть поражение, неудачу замыслов..
Но если бы они обладали только человеческими возможностями, их присутствие лишь увеличивало численность земного населения, не уменьшая ощущения «одинокости». Людей и так на земле хватает. Лему нужно, чтобы были другие миры, с живыми существами, разумными, но отличными от людей. Если бы разум мифических существ был бы принципиально иным — непостижимым для человека, то это тоже не спасало бы от одиночества. Тот же Лем изобразил в Солярисе человека перед лицом непостижимого разума Океана. Человек с его слабостями одинок и беззащитен. Океану не хватает именно человеческих слабостей, способности понять страхи и кошмары, мучающие людей. Эти ужасы человек загоняет в подсознание, а Океан — Солярис безжалостно их материализует и выводит наружу. Олимпийские боги так не поступали. С ними можно было вступать в «торговые» отношения, хитрить. Достаточно было проявлять к богам почтительность и послушание, как необходимость считаться с некоторым неконтролируемым могуществом. Так маленькое племя относилось к могущественному соседнему государству, которому оно платило дань и выказывало требуемые знаки почтения. Египет, Ассирия, Вавилон. Персидское государство, Рим в соответствующие исторические эпохи играли роль таких государств.
Впрочем, в середине первого тысячелетия до нашей эры возникло сразу несколько религиозно-философских учений, в которых были заложены другие этические принципы. Бог выступал в этих учениях как олицетворение совести, от которой нельзя откупиться формальным исполнением правил или жертвоприношениями. Тут уже существенны самые потаенные намерение человека. Хитрить, в данном случае, не с кем. Но это уже не имеет прямого отношения к мифу о внеземных цивилизациях. А эллинская и ей подобные мифологии имеют самое прямое отношение к нашей готовности выдумывать или принимать чужие выдумки об инопланетянах. Могущественные, но человеческие существа, населяющие области, не подвластные прямому исследованию со стороны человека...
Место действия фиктивных существ, с одной стороны, должно быть достаточно отдалено от доступных прямому вмешательству человека, но с другой — должно допускать возможность прямого контакта. Гора Олимп сегодня слишком доступна В Гималайских отрогах можно поместить разве что безобидного и умственно-примитивного снежного человека. А в космосе еще место есть.
В книге Е. Костюхина «Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции» (Москва, «Наука», 1972) мы находим пример становления мифа. Для греков Александр вполне историческое лицо. В Азии — это уже герой легенд, а совсем далеко, среди жителей острова Ява возникает миф о том, что Александр Македонский сражался с демонами и великанами и, в конце-концов, основал Ост-Индскую тортовую компанию. Это, пожалуй, сопоставимо с современными мифами о посадочных площадках древних космонавтов, о том, как они разрушили Содом и Гоморру и катали в космическом корабле вавилонского царя. Ведь Ост-Индская компания для стран Индийского океана эпохи колонизации была современной реальностью! Спиритизм, вертящиеся столики и тому подобная мифология прошлого века имела очень специфические псевдонаучные объяснения в духе теории поля, многомерного пространства и прочих понятий, открытых наукой того века. Пристальный интерес к космическим пришельцам возник ровно тогда, когда идея ракетного корабля стала осязаемой научно технической реальностью. И тогда же возникла идея заново интерпретировать библейские сказания, придав старинным пророчествам и мифам характер вполне современного мифа.
Итак, три фактора устойчиво сохраняются во всех мифологиях бывших, нестоящих (и очень хочется сказать, будущих).
Первый: миф осуществляет, по-видимому, вполне реальную человеческую потребность населить мир своими могущественными подобиями.
Второй: место действия мифа достаточно отдалено от нас, чтобы прямая проверка была невозможна, но достаточно для прямого контакта с мифологическими существами.
Третий: характер мифа должен близко соответствовать господствующей системе знаний, или, точнее, господствующему типу культуры, но при этом находится где-то на периферии системы знаний.
Все эти факторы хорошо известны специалистам по мифологии или по теории культуры и дают куда более научное объяснение бума вокруг «пришельцев из космоса» чем многие другие привлекаемые к делу соображения.
Эти три фактора способствуют появлению и разных других мифов. Например, порожденного современной наукой мифе о «всемогуществе» вычислительных машин, которые в недалеком будущем приведут к созданию «искусственного интеллекта». Здесь налицо и потребность в существовании чего-то близкого к человеческому разуму, но свободного от присущих нам слабостей, обладающего более высоким могуществом. Здесь и обращение к будущему — тем самым и искусственный разум помещается в сферу, где прямая проверка невозможна (мало ли что можно обещать в далеком будущем). Здесь и прямое соответствие представлениям господствующей научной культуры, для которой естественно представлять мышление человека чем-то вроде механизма, функционирующего наподобие сложного компьютера. Опять-таки мы обнаруживаем здесь те самые три фактора, о которых шла речь только что, когда мы говорили о пришельцах.
Эти факторы способны порождать мифы и сегодня.
Ну, а как же быть с наблюдениями неопознанных летающих объектов (в просторечии — «летающих тарелок»)? Проще всего считать все это чистым заблуждением. Но ведь есть много очевидцев, которые что-то там такое видели. Отвергать виденное просто из-за отсутствия объяснений было бы как-то странно. Тут возникает мысль, что объяснение через гипотезу о пришельцах слишком «близко лежит».
Может быть, суть дела гораздо интересней? Может быть, мы имеем дело с какими-то неизвестными еще механизмами атмосферных объектов, которые ближе к феномену сознания, чем изученные современной наукой формы движения? Ведь удалось же биологам обнаружить на уровне клетки формы сложнейшего поведения, которое нельзя отождествить с разумным, но можно с ним сопоставить! Стереотипность мифа препятствует созданию содержательных новых гипотез не меньше, чем отказ рассматривать явления, не укладывающиеся в готовый научный стереотип.
Добавить комментарий Существуют ли внеземные цивилизации?
Это интересно
Призраки жилых домов
Аномальные явления в окружающем мире всегда привлекали внимание специалистов. ...

Разное
Наш опрос

Необьяснимое
НЛО

Что скрывает темная сторона Луны?
Людям свойственно интересоваться таинственным. Особое внимание привлекают темы, ...


НЛО за твоим окном
Это случилось 23 марта сего года близ Кохтла-Ярве. Капитан Е.Павлов, вернувшись ...
