Пришельцы и инопланетяне здесь!

НЛО рядом...



Загадка единорога

  Тайны древности     Ноя.07  

Единорог в лесуКуда делись эти чудесные создания? Почему исчезли, не оставив после себя даже следов? Современные ученые пока не в силах разгадать эту тайну.

Легенды о единорогах слагались по всему миру. Эти волшебные животные встречались в Индии и Китае, в Азии и Западной Европе, в Африке и Северной Америке.

Жители этих мест безоговорочно признавали его существование, но описывали внешность существа по-разному. Где-то это животное было похоже на козла, где-то - на быка или оленя. Неизменным оставалось одно: закрученный спиралью рог прямо посередине лба. И, что удивительно, повсюду единорог воплощал в себе только самые прекрасные качества: силу и свободу, чистоту и целомудрие, доблесть и мужество, мудрость и магические способности.

Это чудесное создание до сих пор занимает особое место в европейской культуре, но следы его ведут в античную мифологию. Греки и римляне ассоциировали единорога с Артемидой - всегда юной и девственной богиней охоты и плодородия, вооруженной луком и стрелами для защиты слабых: женщин и детей. Среди животных, сопровождавших деву на охоте, непременно находились благородные и бесстрашные животные.

СВИДЕТЕЛЬСТВА АНТИЧНОСТИ

Но отвлечемся от мифов и обратимся к истории. Первое упоминание о единороге встречается еще в трудах Геродота (484-425 гг. до н.э.). Он писал, что удивительное животное в виде лошади с одним рогом на лбу обитало в Африке, однако дополнительно ничего не сообщает. Детальное описание таинственного зверя появилось только спустя полвека, и принадлежит оно историку Ктесию Книдскому (ок. 440-после 380 г. до н.э.). Ученый провел в Персии 17 лет, будучи личным врачом царя Артаксеркса Н. В своем сочинении «Индика» он собрал воедино все сведения, даже самые фантастические, которые услышал от персидских купцов, вернувшихся из Индии, фрагмент о единорогах дошел до нас только в пересказе византийского патриарха Фотия.

Именно целительные свойства рогов больше всего привлекали охотников на единорогов. Мясо «диких ослов» в пищу не годилось, так как было очень горьким. О том, чтобы приручить этих удивительных животных, не было и речи: завидев человека, те убегали, развивая «сверхъестественную скорость». Сразить единорога можно было лишь тогда, когда они приводили на пастбище своих детенышей.

О неуловимости этих удивительных созданий пишет и римский историк Плиний Старший (23-79 гг. н.э.). Правда, при этом он полностью умалчивает об истинной причине охоты на них - о рогах. Их волшебную силу поставил под сомнение и философ-путешественник Аполлоний Тианский (1-98 гг. н.э.), справедливо задавшись вопросом: почему же цари, пьющие из этих рогов, не живут вечно?

Упоминали единорогов и другие античные авторы. Они сравнивали их с лошадьми, ослами и даже со слонами, а местом обитания чаще всего называли либо Азию, либо Африку. Первым, кто сообщил о встрече с подобными существами в Европе, стал Гай Юлий Цезарь. В «Записках о Галльской войне» он рассказал о фауне обширной территории в Германии, которая простиралась от Шварцвальда до Судетских гор. Среди прочих животных он упоминает быка с телом оленя, в середине лба которого растет длинный прямой рог.

СУЩЕСТВО ИЗ ЭДЕМА

Культовым персонажем для европейцев единорог стал лишь в христианскую эпоху. Немалую роль в этом сыграла Библия, где мистическое животное упоминается несколько раз.

Есть мнение, что единорог в ветхозаветном тексте появился по ошибке. Дело в том, что александрийские ученые переводили Священное Писание с древнееврейского языка на древнегреческий. Их редакция называлась Септуагинтой и была окончена к началу II века до Рождества Христова. По существу, она стала каноном Библии, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, включая и старославянский. В оригинале речь шла, скорее всего, о буйволе. Но, не зная точного значения еврейского слова «рээм», переводчики превратили его в «моно-керос» (буквально - «единорог») уж очень он напоминал им легендарное существо своим благородством и свободолюбивым нравом.

Несмотря на почти случайное появление единорога в Библии, этот зверь был крайне известным персонажем древнееврейских легенд.
По одной из них, бог Яхве в качестве подарка предложил Адаму дать имена всем животным, обитавшим в садах Эдема. И первым свое название получил не кто иной, как единорог.

В другой легенде утверждалось, что он был единственным созданием, кто согласился последовать за Адамом и Евой после изгнания их из рая. Единорога можно встретить и в истории о Ноевом ковчеге: он был столь упрям и непокорен, что отказался взбираться в судно и плыл рядом с ним сорок дней и сорок ночей.

СИМВОЛ ХРИСТА

Христиане Западной Европы безоговорочно верили в существование единорогов, как не сомневались они и в реальности львов, слонов и других диковинных зверей. В Средние века большой популярностью пользовались бестиарии - своего рода иллюстрированные энциклопедии, где подробно описывались различные животные, мифические и реальные. Предшественником бестиариев был сборник естественнонаучных статей «Физиолог», который был написан анонимными учеными из Александрии в начале II века. Каждая глава была посвящена описанию не только животных, но и птиц, насекомых, минералов и заканчивалась символическими толкованиями и моральными назиданиями.
Согласно «Физиологу», неуловимый единорог с легкостью поддавался на чары девственниц. Поэтому на охоту нередко брали девушку благородного происхождения. Усадив ее в лесной чаще как приманку, охотники выжидали момент, когда единорог, не устояв перед чистотой и непорочностью красавицы, приходил, покорно клал голову ей на колени и засыпал.

Бестиарии, основанные на переводах «Физиолога», также включали в себя рассказ о волшебном коне, делая акцент на его любви к чистоте и непорочности. Поскольку в христианстве целомудрие ассоциировалось с образом Девы Марии, то единорог стал символизировать Христа —на множестве полотен и гобеленов эпохи Возрождения он изображается на коленях или рядом с Богоматерью вместо младенца.

Проникает единорог и в геральдику, украшая собой гербы не только знатных европейских фамилий, но и целых государств. Он символизирует благородство, силу, а также верность и бессмертие. Объединение Англии с Шотландией в начале XVIII века привело к союзу на гербе Великобритании британского льва с шотландским единорогом. Последний изображен на нем таким, каким мы знаем его сейчас.

МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РОГА

Вслед за античными авторами средневековые писатели приписывали рогу волшебного животного целительные свойства: он якобы избавлял от хворей, нейтрализовал яды и очищал воду. Из него изготавливали кубки и чаши. Считалось, что при контакте с отравой такое изделие запотевает. В виде порошка рог применяли против лихорадки, эпилепсии, чумы, холеры. Считалось, что он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также предохранял от порчи. В эпоху Возрождения фигурку единорога даже помещали на вывески аптек.

Рог чудесного зверя искали повсюду в полной готовности заплатить за него любые деньги. Хорошо заработать на его продаже удалось норвежским китобоям и русским поморам. Под видом драгоценного рога они сбывали бивни реально существующего животного-нарвала, обитающего в акваториях Северного Ледовитого океана, придумывая небылицы об охоте на единорогов.

Позволить себе раскошелиться на целый рог могли лишь очень богатые люди. Так, Елизавета I Английская (1533-1603 гг.) приобрела его за 10 тысяч фунтов - по тем временам эта сумма была сопоставима со стоимостью целого замка с земельными угодьями. Не отставала от европейских монархов и московская знать. По свидетельству одного из современников, царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время, был сделан «из цельной кости единорога, осыпан яхонтами и затмевал все драгоценное в мире». Кстати, печатью единорога скреплялись личные письма Ивана Грозного, а в начале XVII века изображение единорога чеканилось на русских монетах.

ТАК БЫЛ ЛИ ОН?

Несмотря на всеобщую веру в единорога как реальное животное, никто не мог предъявить убедительных доказательств его существования. В 1663 году как гром среди ясного неба грянуло известие об удивительной находке. В пещере близ немецкого Кведлинбурга был обнаружен скелет крупного единорога, который едва ли не растащили по частям паломники, явившиеся взглянуть на чудо. Почти сто лет спустя изучением сохранившихся останков занимался философ и математик Готфрид Лейбниц. О необыкновенном открытии он упоминает в статье Protagaea, опубликованной в 1749 году. Ученый подверг сомнению естественное происхождение рога на «лошадиноподобном» черепе. Однако современные исследователи находят весьма вероятным, что кости принадлежали некоему доисторическому животному. В пещере, которая получила название «Пещера единорога», впоследствии были найдены останки вымерших видов зверей, а также неандертальцев.

К сожалению, пока никаких других свидетельств реальности единорога предъявлено не было. Может быть, образ этого чистого и прекрасного создания почитался настолько, что никто не желал покушаться на его неприкосновенность. Впрочем, до сих пор многие верят, что единороги действительно обитали в этом мире, однако их популяция была уничтожена ради волшебных рогов.



Добавить комментарий Загадка единорога



Это интересно

Женщина с разрезанным ртом

Японские городские легенды хорошо известны по всему миру. Понятно почему. Ведь ...

Разное

Двустороннее сжатие Земли

Двустороннее сжатие Земли

Благодаря Ньютону мы знаем, что Земля в ...


.