Пришельцы и инопланетяне здесь!

НЛО рядом...



Загадка единорога

  Тайны древности     Ноя.07  

Единорог в лесуКуда делись эти чудесные создания? Почему исчезли, не оставив после себя даже следов? Современные ученые пока не в силах разгадать эту тайну.

Легенды о единорогах слагались по всему миру. Эти волшебные животные встречались в Индии и Китае, в Азии и Западной Европе, в Африке и Северной Америке.

Жители этих мест безоговорочно признавали его существование, но описывали внешность существа по-разному. Где-то это животное было похоже на козла, где-то - на быка или оленя. Неизменным оставалось одно: закрученный спиралью рог прямо посередине лба. И, что удивительно, повсюду единорог воплощал в себе только самые прекрасные качества: силу и свободу, чистоту и целомудрие, доблесть и мужество, мудрость и магические способности.

Это чудесное создание до сих пор занимает особое место в европейской культуре, но следы его ведут в античную мифологию. Греки и римляне ассоциировали единорога с Артемидой - всегда юной и девственной богиней охоты и плодородия, вооруженной луком и стрелами для защиты слабых: женщин и детей. Среди животных, сопровождавших деву на охоте, непременно находились благородные и бесстрашные животные.

СВИДЕТЕЛЬСТВА АНТИЧНОСТИ

Но отвлечемся от мифов и обратимся к истории. Первое упоминание о единороге встречается еще в трудах Геродота (484-425 гг. до н.э.). Он писал, что удивительное животное в виде лошади с одним рогом на лбу обитало в Африке, однако дополнительно ничего не сообщает. Детальное описание таинственного зверя появилось только спустя полвека, и принадлежит оно историку Ктесию Книдскому (ок. 440-после 380 г. до н.э.). Ученый провел в Персии 17 лет, будучи личным врачом царя Артаксеркса Н. В своем сочинении «Индика» он собрал воедино все сведения, даже самые фантастические, которые услышал от персидских купцов, вернувшихся из Индии, фрагмент о единорогах дошел до нас только в пересказе византийского патриарха Фотия.

Именно целительные свойства рогов больше всего привлекали охотников на единорогов. Мясо «диких ослов» в пищу не годилось, так как было очень горьким. О том, чтобы приручить этих удивительных животных, не было и речи: завидев человека, те убегали, развивая «сверхъестественную скорость». Сразить единорога можно было лишь тогда, когда они приводили на пастбище своих детенышей.

О неуловимости этих удивительных созданий пишет и римский историк Плиний Старший (23-79 гг. н.э.). Правда, при этом он полностью умалчивает об истинной причине охоты на них - о рогах. Их волшебную силу поставил под сомнение и философ-путешественник Аполлоний Тианский (1-98 гг. н.э.), справедливо задавшись вопросом: почему же цари, пьющие из этих рогов, не живут вечно?

Упоминали единорогов и другие античные авторы. Они сравнивали их с лошадьми, ослами и даже со слонами, а местом обитания чаще всего называли либо Азию, либо Африку. Первым, кто сообщил о встрече с подобными существами в Европе, стал Гай Юлий Цезарь. В «Записках о Галльской войне» он рассказал о фауне обширной территории в Германии, которая простиралась от Шварцвальда до Судетских гор. Среди прочих животных он упоминает быка с телом оленя, в середине лба которого растет длинный прямой рог.

СУЩЕСТВО ИЗ ЭДЕМА

Культовым персонажем для европейцев единорог стал лишь в христианскую эпоху. Немалую роль в этом сыграла Библия, где мистическое животное упоминается несколько раз.

Есть мнение, что единорог в ветхозаветном тексте появился по ошибке. Дело в том, что александрийские ученые переводили Священное Писание с древнееврейского языка на древнегреческий. Их редакция называлась Септуагинтой и была окончена к началу II века до Рождества Христова. По существу, она стала каноном Библии, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, включая и старославянский. В оригинале речь шла, скорее всего, о буйволе. Но, не зная точного значения еврейского слова «рээм», переводчики превратили его в «моно-керос» (буквально - «единорог») уж очень он напоминал им легендарное существо своим благородством и свободолюбивым нравом.

Несмотря на почти случайное появление единорога в Библии, этот зверь был крайне известным персонажем древнееврейских легенд.
По одной из них, бог Яхве в качестве подарка предложил Адаму дать имена всем животным, обитавшим в садах Эдема. И первым свое название получил не кто иной, как единорог.

В другой легенде утверждалось, что он был единственным созданием, кто согласился последовать за Адамом и Евой после изгнания их из рая. Единорога можно встретить и в истории о Ноевом ковчеге: он был столь упрям и непокорен, что отказался взбираться в судно и плыл рядом с ним сорок дней и сорок ночей.

СИМВОЛ ХРИСТА

Христиане Западной Европы безоговорочно верили в существование единорогов, как не сомневались они и в реальности львов, слонов и других диковинных зверей. В Средние века большой популярностью пользовались бестиарии - своего рода иллюстрированные энциклопедии, где подробно описывались различные животные, мифические и реальные. Предшественником бестиариев был сборник естественнонаучных статей «Физиолог», который был написан анонимными учеными из Александрии в начале II века. Каждая глава была посвящена описанию не только животных, но и птиц, насекомых, минералов и заканчивалась символическими толкованиями и моральными назиданиями.
Согласно «Физиологу», неуловимый единорог с легкостью поддавался на чары девственниц. Поэтому на охоту нередко брали девушку благородного происхождения. Усадив ее в лесной чаще как приманку, охотники выжидали момент, когда единорог, не устояв перед чистотой и непорочностью красавицы, приходил, покорно клал голову ей на колени и засыпал.

Бестиарии, основанные на переводах «Физиолога», также включали в себя рассказ о волшебном коне, делая акцент на его любви к чистоте и непорочности. Поскольку в христианстве целомудрие ассоциировалось с образом Девы Марии, то единорог стал символизировать Христа —на множестве полотен и гобеленов эпохи Возрождения он изображается на коленях или рядом с Богоматерью вместо младенца.

Проникает единорог и в геральдику, украшая собой гербы не только знатных европейских фамилий, но и целых государств. Он символизирует благородство, силу, а также верность и бессмертие. Объединение Англии с Шотландией в начале XVIII века привело к союзу на гербе Великобритании британского льва с шотландским единорогом. Последний изображен на нем таким, каким мы знаем его сейчас.

МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РОГА

Вслед за античными авторами средневековые писатели приписывали рогу волшебного животного целительные свойства: он якобы избавлял от хворей, нейтрализовал яды и очищал воду. Из него изготавливали кубки и чаши. Считалось, что при контакте с отравой такое изделие запотевает. В виде порошка рог применяли против лихорадки, эпилепсии, чумы, холеры. Считалось, что он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также предохранял от порчи. В эпоху Возрождения фигурку единорога даже помещали на вывески аптек.

Рог чудесного зверя искали повсюду в полной готовности заплатить за него любые деньги. Хорошо заработать на его продаже удалось норвежским китобоям и русским поморам. Под видом драгоценного рога они сбывали бивни реально существующего животного-нарвала, обитающего в акваториях Северного Ледовитого океана, придумывая небылицы об охоте на единорогов.

Позволить себе раскошелиться на целый рог могли лишь очень богатые люди. Так, Елизавета I Английская (1533-1603 гг.) приобрела его за 10 тысяч фунтов - по тем временам эта сумма была сопоставима со стоимостью целого замка с земельными угодьями. Не отставала от европейских монархов и московская знать. По свидетельству одного из современников, царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время, был сделан «из цельной кости единорога, осыпан яхонтами и затмевал все драгоценное в мире». Кстати, печатью единорога скреплялись личные письма Ивана Грозного, а в начале XVII века изображение единорога чеканилось на русских монетах.

ТАК БЫЛ ЛИ ОН?

Несмотря на всеобщую веру в единорога как реальное животное, никто не мог предъявить убедительных доказательств его существования. В 1663 году как гром среди ясного неба грянуло известие об удивительной находке. В пещере близ немецкого Кведлинбурга был обнаружен скелет крупного единорога, который едва ли не растащили по частям паломники, явившиеся взглянуть на чудо. Почти сто лет спустя изучением сохранившихся останков занимался философ и математик Готфрид Лейбниц. О необыкновенном открытии он упоминает в статье Protagaea, опубликованной в 1749 году. Ученый подверг сомнению естественное происхождение рога на «лошадиноподобном» черепе. Однако современные исследователи находят весьма вероятным, что кости принадлежали некоему доисторическому животному. В пещере, которая получила название «Пещера единорога», впоследствии были найдены останки вымерших видов зверей, а также неандертальцев.

К сожалению, пока никаких других свидетельств реальности единорога предъявлено не было. Может быть, образ этого чистого и прекрасного создания почитался настолько, что никто не желал покушаться на его неприкосновенность. Впрочем, до сих пор многие верят, что единороги действительно обитали в этом мире, однако их популяция была уничтожена ради волшебных рогов.



Добавить комментарий Загадка единорога



Это интересно

Энцелад

Энцелад. Этот спутник Сатурна открыл Уильям Гершель 28 августа 1789 года. ...

Разное

Русские вооруженные силы атаковали НЛО

Русские вооруженные силы атаковали НЛО

Знаменательный случай появления НЛО, в ...